от архимандрита обители,
откуда явилась у них эта драгоценная для него икона. Настоятель объяснил ему
все очень просто. Один рыбак заметил ее плывущую по Днепру, куда, очевидно,
поляки бросили ее, когда она оказалась им ненужной, поймал ее и, так как она
оказалась православной, то он и доставил ее в обитель. Радости боярина от этой
находки не было конца. В ответ настоятелю он рассказал ему первоначальную
историю иконы и просил ее усердно возвратить ему его драгоценность, на что отец
архимандрит пораженный его доводами, не мог не согласиться. И так пленный, но
освободившийся боярин с похищенной, но чудесно обретенной святыней направился к
себе на родину. Благополучно под кровом Угодника он окончил почти весь свой
путь и был уже в двух верстах от места своего хутора, в логу, так называемом
Киселевом. Здесь, в конце пути, так как было уже очень поздно, воевода решил
остановиться и переночевать, чтобы явиться на хутор утром, но тут, в эту
последнюю ночь, образ угодника Божия снова исчез. Напрасно утром искал его
боярин в окружающей местности, образа нигде не находилось. Огорченный боярин не
знал что делать: идти ли искать образ назад или справиться о нем прежде дома —
наконец выбрал последнее и прибыл в имение. С радостью встретила скотница
своего господина: она была дома одна, скотник по-прежнему днем смотрел за
скотом в лесу. Утомленный долгим предшествовавшим путем, беспокойством об иконе
и розысками ее, воевода по возвращении прилег отдохнуть. Тем временем явился и
слепой скотник и обрадовался, когда узнал о возвращении боярина. Между прочим,
он заметл, что у него в этот день почему-то особенно болят его слепые глаза.
Жена по обыкновению послала ео умыться в недалеком колодце, куда он,
послушавшись ее, и отправился и начал здесь протирать водой свои болевшие
глаза. Но что же теперь случилось с ним при этом? Глаза его вдруг перестали
болеть и, потеряв слепоту, начали видеть, а первое, что он увидел, был образ
Чудотворца на дубу близ колодца. Бывший слепец тотчас понял, кому он обязан
своим исцелением, и с восторгом и хвалой святителю побежал домой объявить всем
о своем исцелении и о явлении чудотворной иконы. Немедленно вставший боярин,
повидавшись с исцеленным, спешит к указанному месту и снова находит здесь свой
образ. С благоговением он приблизился к иконе святителя, чтобы взять ее с
дерева и поставить в доме или другом назначенном для нее месте, но случилось
новое чудо. Невидимая сила как бы пригвоздила образ к дереву и мешала снять
его. Благочестивый воевода увидел в этом непостежимом проявлении чудной силы
образа указание
на свое недостоинство и для принятия образа с дерева послал в
ближайший Брянский Петропавловский (тогда мужской, теперь женский) монастырь за
архимандритом, и им-то, после молебна святителю, образ