![]() | Колосс Радосский |
пологий земляной холм. По склонам холма добирались до его вершины, сооружали деревянный настил, доставляли материал и приступали к созданию следующего яруса статуи. Представим себе, как выглядела статуя в процессе работы. В середине деревянного настила, покрывающего вершину холма, — четырехугольная яма, края которой облицованы обшивкой из бревен. Эта обшивка предохраняла уже выполненные части статуи от насыпанной вокруг земли. В центре ямы — гигантский бронзовый овал, из которого выступают каменные столбы. Их наращивали постепенно, с ростом статуи, добираясь до них по наложенным над провалом мосткам. В глубине видны железные стержни, соединяющие каменные столбы с бронзовой поверхностью статуи. Работа была очень трудоемкой и опасной. Мастера и рабочие, трудившиеся на шатких мостках, рисковали упасть в глубокий проем и разбиться о прочные железные стержни. Нелегкой была и задача скульптора. Гигантское тело Колосса разделялось не только на отдельные ярусы. По частям изготовлялись и сами ярусы, каждая часть отдельно. Но как же скульптору удалось избежать ошибок? Как он смог собрать все части Колосса так, чтобы они точно подходили друг к другу? Легче всего понять задачу Хареса, если вспомнить о детских кубиках с картинками. Каждому приходилось видеть такую игру. Малыш собирает кубики, чтобы составить из кубиков домик и деревья. Но дерево у него растет листвой вниз, а крыша домика расползлась в разные стороны. Как исправить ошибку? Нужно проверить расположение кубиков по картинке, на которой изображен тот же самый рисунок. Тогда все кубики встанут на место. Составление Колосса из отдельных частей напоминало эту хорошо известную всем детскую игру. «Картинкой» Харесу служила статуя высотой в человеческий рост. Эту статую скульптор изготовил из глины (или из гипса) еще до начала работ. С помощью глиняной • модели Харес продемонстрировал родосцам свой замысел, внешний облик будущей статуи. Эта модель была также планом, по которому Харес создавал своего Колосса. Если допустить хотя бы малейшую ошибку, окажется, что фрагменты невозможно соединить между собой, что правильность пропорций нарушена. Фигура Колосса получилась бы уродливой и безобразной. С помощью глиняной модели скульптор и определял размер и форму тех частей, к работе над которыми он собирался приступить. Прежде всего Харес намечал на модели очередной фрагмент и тщательно проверял его размеры. Затем он переходил к выполнению гипсовой модели намеченной части статуи. С большим трудом рабы втаскивали на помост неглубокий деревянный ящик, наполненный гипсом. Они укрепляли его в вертикальном положении, и скульптор принимался аккуратно намечать на гипсовой поверхности границы изготовляемого фрагмента. Каждому, наверное, приходилось рисовать с маленького рисунка или фотографии большой портрет. Легче всего это сделать, разделив и оригинал, и поверхность будущей копии на одинаковое число квадратов. Даже тот, кто плохо рисует, |
< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | > |