![]() | Статуя Зевса Олимпийского |
в честь великой богини Афины, не было ни одного повторения позы, жеста, поворота, расположения складок на одежде! Фантазия скульптора казалась совершенно неистощимой. Фидий — ученик скульптора Агелада и выдающегося художника Полигнота — сразу выдвинулся как талантливый мастер. Руководитель Афинского государства Перикл, другом которого был Фидий, вместе с ним разработал план украшения и перестройки Афин. Благодаря художественному гению Фидия Афины в V в. до н. э. стали прекраснейшим городом Греции. Самой же прославленной скульптурой Фидия в Афинах была статуя Афины — Девы, стоявшая в Парфеноне. Это была колоссальная фигура богини (около 12 м высоты), сделанная из золота и слоновой кости. Судя по описаниям древних авторов, видевших это великолепное произведение, и сохранившимся небольшим (и, вероятно,, не очень точным) мраморным копиям, статуя представляла Афину, стоящую во весь рост. На голове богини был золотой, с высоким гребнем шлем, плечи и грудь прикрыты золотой эгидой с головой медузы. Левая рука богини опиралась на щит, в правой руке Афина держала фигурку своей постоянной спутницы — богини победы Ники. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивали величавость и спокойствие всей фигуры. Покрытый золотом щит богини был украшен рельефным изображением амазономахии. 1 По словам греческого писателя Плутарха (I—II вв. н. э.), среди воинов, сражающихся с амазонками, Фидий изобразил Перикла и себя, что вызвало осуждение со стороны афинян. Они обвиняли Фидия в безбожии, так как он осмелился поместить портретные изображения на культовой статуе, перед которой совершаются богослужения. Тесная связь идия с Периклом сыграла весьма неблагоприятную роль в судьбе самого скульптора. Кроме обвинения в безбожии, политические враги Перикла, желавшие подорвать авторитет правителя Афин, предъявили Фидию обвинение в воровстве. Прославленного скульптора, друга Перикла, подозревали в хищении слоновой кости и золота, переданных ему для изготовления статуи Афины. Эти ценности находились в мастерской скульптора на Акрополе, рядом с храмом Афины. [1] Амазономахия — сражение греческих воинов с легендарными амазонками — женщинами-воительницами, населявшими Малую Азию. Начался судебный процесс против Фидия, хотя все знали, что это обвинение было клеветой. Жители Элиды, которые с нетерпением ждали окончания работы над статуей Афины, чтобы Фидий мог приступить к созданию статуи Зевса Олимпийского, вмешались в процесс и предложили афинянам отпустить Фидия на время работы под крупный денежный залог. Предложение было принято, и Фидию разрешили ехать в Олимпию. Здесь, работая в течение нескольких лет, Фидий создал свой второй шедевр — статую Зевса Олимпийского. До нашего времени дошли рассказы древних авторов о том, как великолепны были храм в Олимпии и статуя Зевса. По этим описаниям можно представить себе их вид, тем более что ученые- археологи, раскапывавшие Олимпию, на месте древнего святилища нашли много остатков |
< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | > |